четверг, 2 апреля 2015 г.

"Развитие восприятия качеств величины у детей с ЗПР"


Дошкольники с отклонениями в развитии испытывают трудности в усвоении представлений о величине. Такие качества предметов, как длина, ширина, высота, толщина, воспринимаются ими недостаточно четко. Даже если ребенок учитывает эти качества в своей практической деятельности, то правильно обозначить их словами затрудняется. При попытках сравнить ленточки разной длины он не употребляет слов «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «толстый», «тонкий», а называет эти предметы просто большими или маленькими. Подобные трудности связаны, с одной стороны, с несовершенством глазомера ребенка, а с другой – с тем, что величина – понятие относительное и познается только в процессе сравнения предметов по определенным параметрам. Умение воспринимать и оценивать признаки величины имеет важное познавательное значение, так как лежит в основе формирования полноценных представлений о природном мире.

Материал подготовила:
воспитатель Бычкова Т.И.
Усвоение представлений о величине проходит в несколько этапов, на протяжении которых совершенствуются глазомерные функции ребенка. Сначала ему необходимо примерить предметы, прикладывая и накладывая их, только так удается определить, какой из них больше, какой меньше.
Эти закономерности необходимо учитывать при обучении способам обследования величины предметов. Сначала детей учат практическому примериванию – накладыванию и прикладыванию предметов. Затем обучают использованию условной мерки, так как только при помощи условных мерок можно точно определить такое относительное свойство, как величина.
Формирование полноценных представлений о величине связано с расширением словарного запаса, с умением обозначать длину, высоту, ширину, толщину. Сравнение предметов побуждает ребенка к использованию в речи антонимов: высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, толстый – тонкий.
Известно , что далеко не все дети с ЗПР могут правильно собрать обычную пирамидку. Если и собирают, то очень часто допускают ошибки в процессе подбора колей, снова и снова возвращаются к началу работы. Это означает, что они не замечают «на глаз» которое кольцо по размеру ближе данному, не знают приема сравнения наложением, не умеют находить следующее кольцо. У них отсутствует этап обдумывания, им несвойственно сомнение в правильности выбора следующего кольца.
Четкое восприятие и оценка соотносимых качеств величины имеют исключительно важное жизненно – практическое и познавательное значение.
            Список используемой литературы:
1.      «Предметная среда. Сенсорика» О.Г.Жукова. Издательство АРКТИ, 2007г. г. Москва.
2.      «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников». Н.Ю.Борякова. Издательство «ГНОМ – Пресс»,2000г. г. Москва.

 

Комментариев нет: